РБ, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2 +7(347) 289-62-00 - приемная contact@bashmusic.net

Этнокультурная принадлежность:

Латыши

Категория объекта:

Праздники

Анкета утверждена

24.03.2021

Номер объекта:

07-007

Ключевые слова:

Лиго (Янис день) – аналог Иванова дня у славян, самый популярный дохристианский праздник латышей, связан с культом солнца и плодородия, праздник летнего солнцестояния. На территории Башкортостана в 1960-х гг. трансформировался из семейного в общеэтнический, а с 1990-х гг. – в этноконсолидирующий общереспубликанский праздник. Попытки его подмены на советский праздник «Зеленый бал» («латышский сабантуй») успехом не увенчались. Сопровождается народными гуляниями, хороводами, танцами и песнями перед костром, сбором трав, поиском чудодейственного папоротника, изготовлением венков из трав и цветов для женщин, из дубовых веток для мужчин, шляп из кленовых листьев для почетных гостей, а также концертом самодеятельности и театрализованными постановками.

Описание

Первое письменное упоминание Лиго содержится в «Ливонских хрониках» Бальтазара Руссова (лат. Baltazars Rusovs) 1584 г., который описал гуляния рижских рыбаков и других горожан Риги в районе Пардаугавы. Одно из ранних развернутых описаний Лиго в Латвии сделано в 1870-м гг., в нем приведены поверья: «... девушка умывает лицо и не утирает его: кто во сне подаст ей полотенце, тот ее суженый. Ходят девушки в Иванов вечер также смотреть на воду, юноша, изображение которого увидит, и есть суженый. Многие рвут цветы и втыкают где-нибудь в стене, и если цветок увянет в течение ночи, тот в том году умрет». В Латвии в конце XIX – начале ХХ вв. празднование Лиго приобрело общенациональный характер и постепенно стало национальным брендом, часто сравниваемый с Бразильским карнавалом. Народные гуляния проходят в ночь с 23 на 24 июня (два дня объявляются выходными), чаще возле реки. Лиго связан с культом солнца и плодородия, летним солнцестоянием. Праздник сопровождается разведением костров, пением лиговских песен с характерным припевом «Лиго-лиго», танцами, хороводами, играми, театрализованными представлениями и гаданием, поиском цветка папоротника, который по поверью, расцветает после 12 часов ночи. Мужчины украшают голову венками из листьев дуба, на женщинах венки из полевых цветов. Ритуальными угощениями являются пиво и домашний сыр с тмином.

Сведения о праздновании Лиго (Яниса дня) у латышей Башкортостана – переселенцев последней четверти XIX в. – в наиболее ранних историко-этнографических источниках не содержатся. Это объясняется тем, что в условиях хуторского проживания в Уфимской губернии, в последующем в БАССР, праздник Лиго еще не носил характера массовых гуляний, а был узко семейным праздником. (Публикации начала XX в. посвящены вопросам истории переселения и хозяйствования, в том числе: брошюра Н. Смирнова «Хозяйство на латышских хуторах в Уфимской губернии» (Уфа, 1908), В. Краснайса «Latviešu kolonijas» (Рига, 1938, на лат. яз.) и др.). Празднование Лиго латышами Башкортостана наряду с другими историко-этнографическими вопросами в 1980-х – 1990-х гг. изучались А.Я. Блинкинэ и И.М. Габдрафиковым, а с 2010-х гг. – Е.А. Чегодаевым. В ряде этнографических выездов Е.А. Чегодаева к латышам Башкортостана участвовала Ф.Г. Галиева. Сводки о празднике Лиго с фотографиями имеются в социальных сетях, в том числе на официальных порталах главы республики, администрации Архангельского района РБ.

Наиболее ранняя информация о развлечении латышской молодежи в послереволюционное время опубликована в 1924 г. в газете «Власть труда»: «В 8 верстах от реки Сима расположена колония латышей, давно переселившихся из Риги и других городов. Народ большею частью зажиточный. Днем работают в поле, ухаживают за скотиной, а вечером отдых за неизменным граммофоном. Плохо прививается здесь новый быт. Молодежь находит утешение пока в ... танцульках ... Самогона здесь не знают, варят свое пиво, от которого, по выражению одного хуторянина, – 3 бутылки делается весело».

По материалам Е.А. Чегодаева, после переселения на башкирские земли латыши отмечали праздник Лиго в кругу семьи или в складчину с соседями и родственниками с других хуторов. В д. Балажи Иглинского района в середине 30-х годов XX в. в семье информатора А.-М.И. Осис (1928 г.р.) в ожидании праздника отец варил пиво – один бочонок крепкого, другой более легкого, семья готовила сыр и другие угощения. Гости также приносили гостинцы и венки из полевых цветов и из дубовых веток, ими пытались украсить домашних животных. Веселились, играли на скрипках, пели песни.

Жительница с. Ауструм Иглинского района Э.А. Штенберг (1931 г.р.) вспоминала, как молодежь группами ходила по хуторам «лиговать» – петь лиговские народные песни, поздравлять хозяев с праздником, особенно тех, у кого имена были Лига и Янис, за это их угощали пивом и закусками, заодно ближе знакомились с жителями других хуторов. Е.А. Чегодаев со слов информатора пишет: «Парни соревновались, чей костер будет ярче гореть. Иногда для этого спиливали верхушку дерева, обкладывали дровами и поджигали. Костры горели по всей округе. Любила молодежь организовывать свои пикники на берегах водоемов. Ночные гуляния так же, как и на хуторах, сопровождались кострами, играми, шутками, песнями и танцами».

В Советской Башкирии празднование Лиго не приветствовалось, но и не запрещалось, как это было в Латвии в годы правления А.Я. Пельше. Велась активная работа по замене религиозных и этнических праздников советскими, вместо Лиго – «Зеленым балом» (лат. «Zalumballe»). Новый праздник проводился примерно в одно время с праздником Лиго после окончания полевых работ. Население его называло «латышским сабантуем» («Зеленые балы» проводились и в Латвии, включали массовые гуляния под открытым небом по разным поводам, в т.ч. для выпускников школ). «Зеленый бал» стал ежегодным колхозным праздником с множеством коллективных мероприятий. Приоритет отдавался культурной программе: оркестровому исполнению музыки (музыкантами были сами жители латышских селений), общими танцами, хоровому пению (популярному у латышей республики). Официальная часть включала поздравления по случаю окончания посевных работ, награждения передовиков производства. В программу праздника включались также спортивные соревнования, выездная торговля, выступления приезжих артистов, в том числе в некоторые годы Московского латышского театра «Скатуве» и культбригады латышского просветительского общества «Прометей». В качестве импровизированной сцены и трибуны могли служить два празднично украшенных грузовых автомобиля, поставленных кузовами друг к другу, чтобы всем участникам праздника было видно.

Описание «Зеленого бала» в колхозе «Маяк» Архангельского района дано в газете «Красная Башкирия» за 1935 г.: «Зеленый бал» – это большое гулянье на берегу речки Басы. Колхоз несколько раз устраивал такие гулянья в дни отдыха. С утра на лугу «гремит» музыка оркестра колхозных скрипачей. Молодежь устраивает танцы, затевает коллективные игры. Бойко торгует колхозный буфет. Старики колхозники, глядя на веселящуюся молодежь, с завистью вздыхают. «Раньше мы жили как кроты - каждый в своей норе. Вся жизнь ограничивалась хутором. И как кроты мы не видали свету, рылись в своей земле», - грустно вспоминают они. Но старикам не дают предаваться грусти. Неугомонная молодежь затевала пляску. Под веселые звуки скрипки вытаскивают их в расступившийся круг. Не хочешь - запляшешь. Только когда темная ночь закроет звездным занавесом долгий весенний день, начнут затихать веселые песни, музыка и смех. Зеленый бал закрыт. И только соловьи в дубовых рощах над рекой затевают трели песен, подслушанных у скрипачей».

Во второй половине 30-х и в 40-х гг. ХХ в. «Зеленые балы» не проводились в связи с массовыми репрессиями латышей, участием в Великой Отечественной войне и возвращением значительной части латышского населения на историческую родину. «Зеленые балы» возродились в послевоенный период и проводились до начала 1960-х гг. В то время латышское сельское население проживало уже не на хуторах, а в деревнях и селах. Вновь стали отмечать Лиго, но уже более скромно. Костры разжигали не вблизи сельских усадеб, а у водоемов, старались к празднику достать или сварить пиво, в крайнем случае брагу, желающие выезжали на пикники. В д. Ауструм в 40-е – 50-е годы ХХ в. продолжалась традиция складчины празднования Яниса дня. Так, в доме Эглит на празднование собиралась молодежь, случалось, играл духовой оркестр, руководимый хозяином усадьбы Эглитом Иваном (Ян) Эдуардовичем. Он же руководил одновременно и детским струнным оркестром, который на праздничных мероприятиях сменял взрослый духовой оркестр. Пели латышские песни, танцевали, водили хороводы.

У молодежи независимо от национальности популярными стали коллективные подвижные игры с условными названиями «Горячий платок», «Фантик», «Пять пар» и др. Приведем краткое описание игр. В игру «Горячий платок» одновременно играет большое число участников, до 20 человек. Они рассаживаются по кругу, в центре находится еще один из участников игры. Его задача поймать платок, который перебрасывают друг другу сидящие. Платок завязывается в тугой узел. Если платок пойман, то в центр выходит тот, кто его бросил. Платок нельзя долго держать в руках, он как будто горячий, а надо сразу перебросить следующему участнику.

«Фантик». Участники игры рассаживаются по кругу. Два человека находятся внутри круга. Один зажимает в ладонях мелкий предмет (кольцо, пуговицу, монетку и т.д.), ходит по кругу и проводит своими ладонями по сложенным ладоням сидящих участников. При этом одному из сидящих незаметно кладет то, что у него спрятано в ладонях. Задача второго участника, стоящего в круге, догадаться, кому передан этот предмет. Если угадал, то садился в круг, на его место выходит получивший кольцо. Если нет, то должен выполнить какое-нибудь шуточное желание того, на кого ошибочно указал перед этим.

Игра «Пять пар». Играет 5 пар участников. Четыре пары занимают места на стульях друг против друга, в углах условного квадрата, еще одна пара находится в центре. Под задорную мелодию (на баяне или гармони играли русскую народную песню «Светит месяц») две пары, сидящие по диагонали в противоположных углах, брались за руки и начинали двигаться в быстром темпе через центр навстречу друг другу, как бы менялись местами. Пара, которая находится в центре, также, держась за руки, двигалась на встречу одной из пар. Когда пары сходились, то те, которые перемещались из угла в сторону центра, поднимали скрепленные руки и пропускали наклонившихся под ними пару, двигавшуюся им навстречу. Это продолжалось до тех пор, пока не смолкала музыка. Пара, оказавшаяся в это время в центре, должна была исполнять какой-нибудь фант и продолжала игру со следующей парой.

Танцевали вальс, фокстрот, различные польки, краковяк, коробочку, подгорную, тустеп. Иногда танцы были с элементами игры. Например, танцуя вальс, пары двигались по кругу, в центре которого находился один из участников без пары, он выбирал себе партнера для танца, и «разбивал» танцующую пару, оставшийся без пары «разбивал» следующую пару и т.д. Многие из присутствующих умели играть на музыкальных инструментах – помимо гармоники на скрипке и другом инструменте, поэтому аккомпаниаторы менялись в течение вечера. К 12 часам ночи по традиции ходили в ближайший лес искать цветок папоротника.

В конце 1970-х годов по инициативе колхозников д. М.Горький впервые были проведены массовые гуляния, но уже не в формате «Зеленого бала», а непосредственного празднования народного праздника Лиго. Колхоз выделил автобус для перевозки людей, на пивоваренном заводе в селе Красная Регизла было закуплено пиво. С 1996 года праздник Лиго приобретает статус общерайонного, а затем общереспубликанского.

Наиболее масштабно Лиго в Башкортостане проводился летом 2009 г. В это время в Архангельском районе был проведен I Всероссийский праздник латышской песни с участием исполнителей латышских песен и танцев из России и Латвии: из г. Риги коллектив народного танца «Друва», хор молодых дирижеров, духовой ансамбль Латвийского университета, коллективы России: фольклорный ансамбль «Дзинтарс» из Магадана, народно-фольклорный ансамбль «Варавиксне» из д. Бобровка Омской области, хор латышского куль­турного общества «Талава» из г.Москвы, латышское национально-культурное общество «Дзинтарс» из Красноярского края, фольклорный ансамбль «Дайна» из г.Омска. В составе делегации Латвийской республики: супруга президента Латвии Л.Зетлере, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Латвия в Российской Федерации Э. Скуя с супругой, Председатель Конгресса российских латышей Л.Власова.

В 2012 г. в празднике Лиго в Башкирии участвовали фольклорная группа «Ore» из г.Цесис (Латвия) и фольклорный ансамбль «Дайна» из Омской области. В 2016 году праздник Лига также посетили Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Латвия в Российской Федерации А.Курме, и представители Омской региональной общественной организации «Латышский национально культурный центр "Zvaigznite"».

В наши дни Лиго организуется ежегодно в выходные дни как общереспубликанское мероприятие. Местом проведения Лиго является живописное местечко на берегу озера в Архангельском районе за селом Максим Горький. Лиго стал консолидирующим не только латышей, но и другие народы. По случаю праздника собираются родственники, в том числе из отдаленных селений, приглашаются почетные гости из Латвии. В праздничном концерте принимают участие не только латышские фольклорные коллективы, но и других народов.

Накануне праздника хозяйки, как принято по традиции в Латвии до сих пор, варят домашнее пиво и готовят сыр с тмином, имеющий резкий вкус и сильный запах, который сложно встретить в какое-либо другое время. Этот день называется Лиги: девушки с именем Лига отмечают именины, а также Зелёный день (Zaļā diena) и День Трав (Zāļu diena). Жилище украшают зелеными ветками и венками. До захода солнца под сопровождение протяжных латышских песен с припевом «лиго», лиго» собирают «травы Яниса». Считается, что травы, собранные до Яниса дня, имеют особую целебную силу, дают изобилие дому, здоровье семье, отгоняют нечисть. (В течение года травы используется в качестве травяных чаев и с лечебными целями.) «Травами Яниса» являются валериана, папоротник, клевер, ромашка. Из собранных трав и цветов девушки плетут венки, обмениваются ими, вешают на домашних животных. Для мужчин плетутся венки из веток дуба, их дарят прежде всего мужчинам по имени Янис, в связи с предстоящими именинами. Подаренные венки мужчины носят в течение праздника, а затем несут домой, и оставляют до следующего Лиго. Для почетных гостей мальчики, овладевшие мастерством от старшего поколения, делают шляпы из листьев клена.

В ночь накануне Яниса нельзя спать, иначе, считается, можно всю жизнь проспать и остаться одиноким. Организаторы праздника, прежде всего отдел культуры Архангельского района и Латышский историко-культурный центр организовывают праздничное пространство. Устанавливают символические ворота и надписью: «Лиго. Добро пожаловать» и эмблемой праздника, готовят сцену со звуковой аппаратурой, скамейки для зрителей, юрту для почетных гостей, лотки с продуктами и напитками. В центре в виде стога сооружается высокий костер.

Торжество начинается обычно в 22.00 с приезда почетных гостей, в том числе представителей Министерства культуры республики, администрации Архангельского района, нередко посольства Латвии. Гостей встречают у «ворот» песнями латышского фольклорного ансамбля «Атбалсс» представители латышей, башкир и русских в национальных костюмах. Они приветствуют на родных языках, угощают латышским национальным тминным сыром, ячменным пивом, башкирским кумысом, русским караваем, вручают венки из цветов и трав женщинам, шляпы из кленовых листьев мужчинам, поочередно приглашают выступить на сцене с речью. Затем силами латышского фольклорного ансамбля «Атбалсс» устраивается театрализованное представление о празднике «Лиго», организовывается праздничный концерт с участием не только латышских коллективов, но и других народов. Для детей устраиваются отдельные конкурсы (на лучший рисунок и т.п.).

После захода солнца на высоком месте (холмах), чтобы было видно издалека, разводят костры – символ победы солнца. Центром праздника становится зажжение большого костра – Яниса свечи. Вокруг костра парни и девушки поют и танцуют, вначале танцуют босиком на траве, водят хороводы с песнями. По народной мифологии танцы в Янис день способствуют плодородию полей и домашних животных. Позднее молодые пары прыгают через костер, чтобы очиститься от нечисти, болезней, и чтобы их соединила магическая сила пламени. Считается, что та пара, которая в прыжке не разомкнет рук, в браке будет жить долго и счастливо. Ближе к ночи участники праздника идут пускать венки в озеро. По примете хозяйка венка, который не потонет в воде, к осени будет невестой. Если венки влюбленных в воде соприкоснутся, тогда скоро счастье и свадьба. А потом девушки и парни с помощью огня пытаются найти цветок папоротника – символ счастья. Восход солнца встречают все вместе и расходятся по домам.

У латышей Башкирии праздник Лига трансформировался из семейного праздника, справлявшегося в узком кругу родственников и друзей, в массовый фольклорный праздник региона, республики и страны. Попытки его подмены на новые советские праздники успехом не увенчались, при этом традиции празднования его в семейном кругу утрачены не были, что соответствует тенденциям празднования и в Латвийской республике.

Место фиксации ОНКН

Современное бытование

Бытование и воспроизводство традиций в ареалах компактного расселения латышей.

Историческое бытование

Латышские селения Республики Башкортостан.

Техники и технологии

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан, Дом дружбы народов РБ, Республиканский национально-культурный центр латышей Башкортостана (1996) и историко-культурный центр «Село Максим Горький» проводят комплекс мероприятий, направленных на сохранение, возрождение и развитие этнических традиций латышей Башкортостана, в том числе праздника Лиго. В организации Лиго участвуют латышские фольклорные ансамбли − детский «Авотс» («Родник») и взрослый «Атбалсс» («Эхо»), краеведческий кружок, кружок декоративно-прикладного творчества. Латышские учителя, совместно с работниками отдела культуры района и латышским историко-культурным центром «Максим Горький», занимаются организацией празднования Лиго, в т.ч. разработкой сценариев праздника. В концертной программе задействованы лучшие исполнители и коллективы художественной самодеятельности района, но выступление фольклорных групп Арх-Латышской средней школы продолжают оставаться основой праздничных мероприятий. 

Сведения об особенностях

Состояние бытования

Проводится в реконструированном варианте как общереспубликанское мероприятие, направленное на сохранение этнических и формирование региональных этнокультурных традиций.

Исключительность/Ценность

Представляет собой вариант развития этнических традиций.

Способы передачи традиции

Из поколения в поколение передаются знания о традиционных обычаях. Оргкомитет праздника использует сценарий.

Форма бытования

Смешанная, реконструированная силами культработников.

Этнологический аспект

Основной язык латышей Башкортостана – латышский («латышецский»). В Башкортостане латышским языком владеет в основном старшее поколение, молодежь и среднее поколение изъясняются на русском языке. По исследованию Е.А. Чегодаева, сохранению латышского языка и культуры способствовали латышские школы, они были во всех крупных колониях края. В школах велись занятия на латышском языке, на нем же самодеятельные коллективы ставили спектакли. В настоящее время работает национальная школа в с. М. Горький. В качестве преподавателей приглашают специалистов из Латвии. Школа организует народные праздники, отмечает юбилеи выдающихся деятелей латышской культуры − Вилиса Лациса, Яна Судры, Яна Яунсудрабень и др.1. Религией латышей, по материалам переписи 1897 г., была в основном лютеранская – 3211 чел. (82,9%), православные составляли 596 чел. (15,4%). Также были зафиксированы старообрядцы – 7 чел., католики – 13 чел., баптисты – 17 чел. Согласно полевым исследованиям, современные латыши Башкортостана сохраняют лютеранскую веру, но значительная часть стала православными христианами.

В области хозяйственной деятельности латыши внесли большой вклад в развитие земледелия, уделяя большое внимание улучшению качества земли, повышению урожайности, выращиванию новых культур. Выращивали рожь, ячмень, овес, коноплю, лён, красный клевер, корнеплоды, одни из первых в Уфимской губернии начали культивировать скороспелые сорта картофеля. В области молочного животноводства впервые в Уфимской губернии создали маслоделательную артель (1905 г., колония Ауструм). Латыши первыми на Южном Урале освоили рамочное разведение пчел. Большого мастерства достигли в области изготовления бондарных изделий, столярной и плетеной мебели, корзин, одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.

Праздничный календарь включал семейные (в том числе обряд конфирмации над юношами и девушками) и общественные обряды и праздники, в том числе церковные (Рождество 25 декабря с устройством елки для детей всего села в одном из домов, Пасха, Троица) и земледельческие. В 30-е – 50-е гг. XX в. в латышских колхозах проводился так называемый латышский «сабантуй» – Зеленый бал (Zala balle), приуроченный окончанию весенних полевых работ. День 2 февраля считается покровителем коров и телят. Было принято варить густую кашу, в которую втыкали свечи; праздник символизировал ожидание прихода скорой весны. Силами историко-культурного центра «Село Максим Горький» помимо Лиго организуются Рождество, Мартыни, Праздник свечей, Пасха, Праздник хлеба, сыра и мёда. Праздник Мартыни символизирует приход зимы; после прихода Мартыни нельзя беспокоить землю2. Особенностью латышей Башкортостана является тяга к театру, хоровому пению ансамблевому исполнительству. В латышских хуторах Ауструмской, Балтийской и Бакалдинской колоний имелись оркестры струнных и духовых инструментов. Популярными инструментами были скрипки, мандолины и цитры, встречались фисгармонии. Музыке и пению обучали детей.

Исторический аспект

Латыши́ (латвиеши, latvieši) – коренное население Прибалтийского края и инфлянтских уездов Витебской губернии. Появление на территории Башкортостана первых латышских поселений и жилищ происходило в последней четверти XIX в. в связи с обезземеливанием латышских крестьян в прибалтийских губерниях и наличием недорогих реализуемых земель в Уфимской губернии. Благодаря строительству Самаро-Златоустовской железной дороги переселенческое движение активизировалось, особенно из Лифляндской (Вольмарский уезд) и Курляндской, отчасти из Витебской губерний (латгальцы). Первым переселенцем считается И.Я Вейнберг, который в 1878 г. приобрел земельный участок на территории современного Иглинского района республики. Первым латышским поселением стала колония Ауструм, основанная в 1881–1896 гг. при его участии как комиссионера между переселенцами и землевладельцем Заварницким.
К 1927 г. 78% латышских семей Башкирской республики имели середняцкие или середняцко-зажиточные хозяйства. По А.С. Бежковичу в республике у латышей был самый высокий удельный вес кулацких хозяйств – 58,8%3. Латыши пережили коллективизацию и раскулачивание, выселение многих на спецпоселения, на угольные шахты Прокопьевска, на заготовку леса и пр. Массовым арестам латыши подверглись во время репрессий 1937-1938 гг. К концу 1930-х гг. латышские колонии были ликвидированы, крестьянские дворы стянуты в производственные центры – бригады и в центральные усадьбы колхозов. Было создано 6 колхозов с преобладающим латышским населением. Вместе с тем, латышские крестьяне отличались трудолюбием и профессионализмом, получив дипломы и медали ВДНХ. Широкую известность в 1930-е гг. получили рекорды доярок колхозов им. П. Стучка и «Маяк» Архангельского района Доры Бите и Леонтины Зельдер, успехи телятницы колхоза «Маяк» Анны Браже, работавшей на ферме по разведению племенного Бестужевского скота. Многие были удостоены высших государственных наград4.

Среди латышей, проживавших или связанных своей деятельностью с Башкортостаном, имелись яркие личности, оставившие след в истории: министр финансов Латвии (1923–1924), дипломат (1927–1939), К. Балодис, профессор Берлинского (1905) и Рижского университетов (1919), К. Ирбе, первый латышский епископ, доктор теологии, А.П. Бромс и др.

Социологический аспект

Латыши составляют 62,1 % народонаселения Латвии (данные на 01.07.2011), или 1,3 млн. чел. В России – 18979 чел. На территории Башкортостана численность латышей достигла большей величины к концу XIX в.: в 1897 г. – 3873 чел., большая часть в сельской местности – 3801 чел. (98,1%). По переписи 1917 г., в Уфимском уезде латышское население в количестве 2351 чел. было зафиксировано в 63 сельских населенных пунктах, объединенных в колонии. В 1959 г. их численность составляла 3804 чел., в 1970 г. – 3500 чел., в 2002 г. – 1508 чел, в 2010 г. – 1117 чел. Латыши компактно расселены в Архангельском районе – 284 чел. и Иглинском районе – 182 чел. Число латышей горожан составляет 575 чел, в т.ч. уфимцев – 378 чел. В сельской местности – 542 чел. Сокращение численности латышей объясняется ассимиляцией в результате межэтнических браков, высокой смертностью, низкой рождаемостью.
Лингвистический аспект

Праздник имеет названия Лиго (латыш. Līgo) или Янисв день (латыш. Jāņi). Более раннее название – Янис день, позднее – Лиго. Название праздника Лиго связано с женским именем и припевом праздничной песни «лиго, лиго». «Лиго» – возглас ликования, восклицание līgo из песен понимается учёными как повелительная форма от латыш. līgot(ies), с литовского linguot «качать(ся), колыхать(ся)»5.

Сведения о действиях над ОНКН

Комплекс государственных мер направлен на сохранение и популяризацию этнических традиций латышей. Праздник Лиго проводится ежегодно в Архангельском районе Башкортостана за селом Максим Горький силами культработников.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНКН

Источники сведений

  • Бежкович А.С. Этнические особенности земледелия у народов Башкирии (Х1Х – начало XX в.) // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. Т. 5. С. 61–93.
  • Габдрафиков И.М., Блинкена А.Я. Латыши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа: Гилем, 2002. С. 413–130.
  • Евгений Чегодаев. Праздник Лиго и «Зеленые балы» у латышей Башкирии // Ватандаш. 2017. № 7. С. 188. С. 188-193.
  • Курило О.В. Лютеране в России XVI–XX вв. Фонд «Лютеранское Наследие». Wold Wide Printing, 2002.
  • Лиго. https://lv.wikipedia.org/wiki/
  • Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Стат. сборник / Отв. за вып. И.Б. Утяшева. Уфа, 2013; Хабибуллина А.Р. Латыши Башкортостана // Социосфера. 2013
  • Попов Р. Латыши // Природа и люди. Иллюстрированный журнал для семейного чтения. № 5. СПб., 1878.
  • Рыжакова С.ИDievturība. Латышское неоязычество и истоки национализма. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1999. 35 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии ИЭА РАН. № 121).
  • Рыжакова С.И. Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и реформировании прошлого // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 216–275.
  • Чегодаев Е.А. Латыши // Этносы и культуры в единой семье Башкортостана. М.: Перо, 2018. С. 356-372.
  • Чегодаев Е.А. Латыши Башкирской АССР в первые годы советской власти: факторы выживаемости и сохранения этничности // Известия Уфимского научного центра РАН. 2013. №2. С. 115–122.
  • Чегодаев Е.А. Латыши Башкортостана: формирование и функционирование этнической группы (конец XIX – начало XXI в.). Дис. … канд. ист. наук. Уфа, 2015.
  • Чегодаев М.Е. Лиго – национальный праздник у подножия Уральских гор. 24 июня 2016 г. https://www.exje.ru/ligo-latyishskiy-nacionalnyiy-prazdnik.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Чегодаев Евгений Анатольевич, кандидат исторических наук, исследователь латышей Башкортостана.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Автор-составитель анкеты

Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.