РБ, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2 +7(347) 289-62-00 - приемная contact@bashmusic.net

Этнокультурная принадлежность:

Башкиры

Категория объекта:

Неприуроченные жанры

Анкета утверждена

19.12.2018

Номер объекта:

01-007

Ключевые слова:

Кыска-кюй (баш. «короткая мелодия») – в противоположность узун-кюй, быстрая короткая мелодия или песня в башкирском песенном, музыкально-поэтическом фольклоре.

Описание

Одним из первых кыска-кюй опубликовал  С. Г. Рыбаков в книге «Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта» (СПб., 1897), именно он первый ввел этот термин при описании такмаков (частушек). Л.Н. Лебединский впоследствии использовал этот термин для стилевого противопоставления башкирским народным протяжным песням – узун-кюй. Является средством выражения оптимизма, эмоционального подъема. Отличается танцевальностью и активной ритмикой. Особенность жанра — квадратность мелодической и метроритмической структуры, периодичность и равномерное чередование ритмических долей. Кыска-кюй исполняется в быстром темпе. Стихи складываются из восьми или семи слогов, которые делятся на полустишия (4+4, 4+3 слога). Основным принципом мелодического развития в короткой песне является периодичность, т.е. повторяемость мелодических фраз. К кыска-кюй относятся мелодии плясок и лирических танцев (бию кюй – танцевальная мелодия) «Хакмарза тирэккэйем», «Сонайым», «Наза», «Махисарвар»,«Ирендык», «Семь девушек», «Алты егет», «Зарифа», «Алтын комеш», «Агидель каты ага», «Әпипә», «Кара юрга», «Карабай», «Гульназира», пьесы «Кук дунэн», «Турат сагылы», марши «Перовский», «Маршрут», «Ак-Мечеть», частушки (такмак), некоторые зимагорские  и рекрутские песни и множество других. 

Место фиксации ОНКН

Современное бытование

Республика Башкортостан, места компактного проживания башкир в Оренбургской, Челябинской, Самарской, Саратовской, Свердловской областях, Пермском крае, Республике Татарстан.

Историческое бытование

Формирование кыска-кюй у башкир происходило уже в древний период и было связано в первую очередь с обрядовыми песнями, наговорами, айтышами (форма музыкального и вокального диалога). Постепенно вырабатывался отдельный вид шутливой короткой песни, песни, сопровождающей танцы и пляски, а уже в позднее время на рубеже 19-20 вв. с появлением частушек (такмаков) жанр существенно сузился, хотя советская пропаганда активно создавала свои образцы кыска-кюя с соответствующей тематикой. Начиная с середины 19 века первые исследователи песенного фольклора башкир (Рыбаков, Лебединский ) фиксируют кыска-кюй, записывают образцы. Последующие исследователи занимались всесторонним анализом песни, а фольклористы собрали богатый архив песен. Кыска-кюй и поныне бытует на той территории, где он возник. Это Республика Башкортостан, места компактного проживания башкир в Оренбургской, Челябинской, Самарской, Саратовской, Свердловской областях, Пермском крае, Республике Татарстан.

Сведения об особенностях

Состояние бытования

Бытование кыска-кюя в Башкортостане и сопредельных территориях, где исторически проживают башкиры, не прекращалось никогда. Большое развитие кыска-кюй получил в советское время, в основном в форме такмаков. Можно сказать, что сокращение сферы узун-кюя происходило в том числе и за счет расширения подобной сферы у кыска-кюй, чему были причиной глубокие трансформационные процессы, что происходили 19-20 вв. В наше время кыска-кюй представлен в двух сферах: народно-самодеятельной и профессиональной вокальной. Кроме этого, исследователями в экспедициях фиксируются новые песни и их варианты, что говорит о том, что процесс сложения песен в народе хоть и замедлился, но не остановился. 

Исключительность/Ценность 

Башкирский кыска-кюй не спутать не какой другой песней других народов.Кыска-кюй и узун-кюй составляют терминологическую пару, утвердившуюся в народной традиции, определяющую контрастные мелодические типы как мелодии короткие и долгие, быстрые и медленные, плясовые и неплясовые, предназначенные только для слушания. Поэтому ценность сохранения и развития кыска-кюй не менее, чем таковая у узун-кюя. Эти песни выражают наиболее радостные моменты жизни народа, его надежды, минуты веселья, юмористичность. 

Способы передачи традиции

Традиционный: в семье, от старших, в кружках самодеятельности.

Современные: самообучение посредством прослушивания песен по радио, ТВ; при обучении вокалу в музыкальных учебных заведениях.

Смешанный.

Современное место бытования

Российская Федерация, Республика Башкортостан и места компактного проживания башкир в сопредельных регионах.

Лингвистический аспект

В кыска-кюй стихи складываются из восьми, семи слогов, которые делятся на полустишия: восьмислоговый стих на 4+4 слога, а семислоговый на 4-3. В слоговом ритме кыска-кюй мерно чередуются восьмые и четвертные длительности звуков. 

Сведения о действиях над ОНКН

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Сохранение и передача народных традиций исполнительской манеры кыска-кюй

Исполнитель: Носители традиций

Метод действия: Выявление на конкурсах талантливых певцов, запись песен в их исполнении и распространение

Сведения об особенностях распространения и использования ОНКН

Источники сведений

  • Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995. - 248 с.
  • Лебединский Л. Н. «Башкирские народные песни и наигрыши», Москва, 1965.
  • Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897.
  • Рыбаков С. Г. О народных песнях татар, башкир и тептярей. Живая старина. СПб., 1894.
  • 400 башкирских народных песен /Сост.: Ф.Камаев, Н. Шункаров. – Уфа, 2011. – 400 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Галина Гульназ Салаватовна

Тип ответственности: Исследователь

Место работы / Адрес: Уфимский государственный институту искусств им. Загира Исмагилова, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина д. 14 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Автор-составитель анкеты